«Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел [их] к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым…»
(Библия. Книга Бытия. Глава 2. Стихи 19, 20)
«Наречение имён Адамом» – третья икона цикла “Предвечный совет”. Икона символическим языком образа приоткрывает тайну миротворения и роль человека в этом действе. Её тема – наречение Адамом имен всем тварным существам. По мнению отцов Церкви, в том было явленно и царское достоинство Адама как живого явления Образа Божьего на Земле, и мистическая первозданная гармония всего творения, гармония человека и природы.
Композиция иконы оригинальна: в центре её, словно зародыш в насыщенном потоке Божественной энергии, сфера тварного мироздания. Она окружена Божественным светом, исходящим от лиц Пресвятой Троицы – ангелов Предвечного совета. Место евхаристической Чаши занимает само творение – здесь оно не повреждено грехопадением, и потому пока еще не нуждается в искупительной жертве Спасителя. Энергия волеизлиянием Творца оплодотворяет зародыш творения, созидая последовательно новые уровни бытия. Целенаправленное движения энергии символически изображается чуть видными штрихами, «бегунками», насыщающими поле иконы. Статику предвечного покоя сменяет динамика миротворения: здесь мы видим образ «Великого Шестоднева». В центре сферы творения её средоточие – Человек-Адам, Первый Христос[1].

Вокруг – концентрические круги творения: ангельские миры, тверди небесные и земные, земной мир живых существ. Икона не следует тексту Шестоднева механически, последовательность кругов творения дана в соответствии с духом, а не буквой Писания. Так, мы видим окружающий человека ангельский мир – все девять чинов: от мноогочитых Херувимов и шестокрылатых Серафимов до Ангелов и Архангелов. Хотя мир ангелов (как и прочие сферы мироздания) был сотворен раньше человека, но назначение его – служение человеку, и потому они окружают человека как «служебные духи». «Кому когда из Ангелов сказал Бог: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих? Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?» (Библия. Новый Завет. Послание апостола Павла к евреям. Глава 1, стихи 13,14).
За пределами ангельского мира – «твердь земная» с населяющими её «животными полевыми и птицами небесными», и всякой «душой живой». Сферы земные и ангельские, несмотря на онтологическое различие, в поле иконы пересекаются, что указывает на прозрачность земного для ангельских сил.
Мир животных существ на иконе прекрасен, свободен, органичен. В нем существуют закономерности, но нет механической заданности. Многие животные изображены парами, но не все – еще не пришло время минимализму Ноева ковчега; живые существа населяют Землю свободно и разнообразно. Кроме узнаваемых существ есть и таинственные – возможно, это исчезнувшие твари, такие как динозавры, или впоследствии истребленные людьми животные. Но в запечатленный иконой момент на планете еще не существует хищничества и уничтожения, пища для всей твари – «зелень травная[2]»: «Волк и ягненок будут пастись вместе, и лев, как вол, будет есть солому» (Библия. Книга пророка Исаий. Глава 65, стих25). В верхней части иконы – рысь, сидящая между спокойными оленем и оленихой: в Земном раю царят мир, любовь и согласие. Утерянный рай – это не только гармония человека с Творцом, но и гармония со всей окружающей природой: водами, недрами, атмосферой, с животным и растительным царствами. Восстановление этой гармонии – одна из задач человека пред Богом.
Изначальное владычество человека над миром природы не было насилием и расточением, но было обустраиванием и обожением. Началом же обожения было наречение имен – первый шаг в освоении человеком окружающего космоса. Это действо есть смысловой центр иконы, давший ей наименование: «Наречение имен Адамом».
Адам восседает в средоточии мира, в руках его книга с первыми буквами алфавита. Это – начало земной премудрости, берущей начало от Премудрости Божией. Все будущие достижения человеческого разума восходят к этой первой рукописи…
В то же время написание букв символически отображает то действо, которому просвещен сюжет иконы: наречение имен твари.Святые отцы Церкви высказывали мнение, что задача наречения имен была не «технической задачей», имеющей прикладное значение, но мистическим действом, целью которого было обожение человека и всего мира. Вот что пишет об этом профессор В.Н. Лосский[3]:
Учение Церкви об обожении ясно изложил святой Максим Исповедник. Преподобный с несравненной силой и полнотой обрисовал миссию, возложенную на человека. Последовательным “разделениям”, из которых состояло творение, соответствуют в его описании “соединения”, или синтезы, совершаемые человеком благодаря “синергии” свободы и благодати. Основное разделение, в котором коренится вся реальность тварного бытия, это противопоставление Бога совокупности тварного мира, разделение на тварное и нетварное. Затем тварная природа разделяется на небесную и земную, на умозрительное и чувственное. В мире чувственном небо отделяется от земли. На ее поверхности выделен рай. Наконец, обитающий в раю человек разделяется на два пола: мужской и женский.
Адам должен был превзойти эти разделения сознательным деланием, соединить в себе всю совокупность тварного космоса и вместе с ним достигнуть обoжения. Прежде всего, он должен был преодолеть разделение с Евой, которое стало бы целостностью. На втором этапе он должен был любовью к Богу, от всего его отрешающей и в то же время всеобъемлющей, соединить рай с остальным земным космосом: нося рай всегда в себе, он превратил бы в рай всю землю. В-третьих, его дух и само его тело восторжествовали бы над пространством, соединив всю совокупность чувственного мира: землю с небесной ее твердью. На следующем этапе он должен был проникнуть в небесный космос, жить жизнью ангелов, усвоить их разумение и соединить в себе мир умозрительный с миром чувственным. И наконец, космический Адам, безвозвратно отдав всего себя Богу, передал бы Ему все Его творение и получил бы от Него во взаимности любви – по благодати – все, чем Бог обладает по природе; так, в преодолении первичного разделения на тварное и нетварное совершилось бы обoжение человека и через него – всего космоса.
Таким образом, созерцая икону «Наречение имен Адамом», мы становимся соучастниками величайшего события – действа, финалом которого должно было стать сотворение высшего существа, по своим свойствам и возможностям отличающегося от Творца только одним: своей сотворенностью. Обожение – высший смысл творения, космического предназначение человека.
Однако, в результате грехопадения человек оказался ниже своего призвания. Величайший дар Творца, Его образ и подобие в человеке – свобода – был использовал во зло: как инструмент отказа от своего предназначения. Но без свободы не было бы и человека.
Созидая мир, Творец совершил, казалось бы, невозможное, не укладывающееся в рамки человеческого разума – наделил Своими свойствами творение. Без этого дара оно, при всей мощи галактик, великолепии комет, математической стройности микромира и целенаправленной хаотичности живых существ, осталось бы мертвой игрушкой. Сверхзадача в создании человека как центра мироздания требовала и сверхсвободы – свободы, страшно сказать, творения от Самого Творца! Но и эту свободу даровал Бог человеку – иначе обожение было бы невозможным. Тем не менее, даже превратное использование дара свободы не разрушило Божьего замысла. Открылся иной путь, путь скорбей и крови, путь Голгофы, но при том столь же величественный и столь же спасительный.
Теперь свою свободу каждый из живущих в этом мире волен реализовать сам: или жить с Богом в Вечности, или, предавая Отца, умереть на Земле. И об этом тоже – в эсхатологической[4] перспективе изначального замысла Предвечного совета – повествует нам исполненная завораживающей красоты и таиноповествующей премудрости икона «Наречения имен».
[1] – Христос — греческое слово (Χριστός), означающее Помазанник, на еврейском звучащее как Машиах (מָשִׁיחַ) — Мессия. Помазанниками в древнем Израиле называли царей, первосвященников и пророков – избранников Божьих, призванных творить на Земле волю Создателя. Иисус Христос – Сын Божий, Лицо Пресвятой Троицы, и Адам – творение Божие, по природе своей различны. Но по призванию – совершать волю Отца ради преображения мира – они близки. В этом контексте важно то, что в своем вочеловечении Спаситель чаще называл Себя не Сыном Божьим, а Сыном Человеческим.
[2] – «…всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому [гаду,] пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так». (Библия. Книга Бытия. Глава 1, стих 30).
[3] – В.Н.Лосский (1903 —1958) — известный богослов Парижской школы, основоположник «неопатристического» синтеза в православном богословии
[4] – Эсхатоло́гия (от греч. ἔσχατον — «конечный», «последний» + λόγος — «слово», «знание») — система религиозных взглядов и представлений о конце света, искуплении и загробной жизни, о судьбе Вселенной или её переходе в качественно новое состояние.
Цикл икон «Предвечный совет» первая икона, «Живоначальной Троицы»
Цикл икон «Предвечный совет» вторая икона, «Сотворение Адама»
«Прииде Мати Господа моего ко мне» – четвертая икона цикла «Предвечный совет»
«Рождество Христово» – пятая икона цикла «Предвечный совет»
«Радуйся, Радосте наша» – шестая икона цикла «Предвечный совет»
Седьмая икона цикла «Предвечный совет» – «Призвание Нафанаила»
Цикл икон «Предвечный совет» восьмая икона, «Крест»
«Страшный суд» – девятая икона цикла «Предвечный совет»