Ватопедська ікона Божої Матері в Свято-Троїцькому чоловічому монастирі Китаєва пустинь.

Ватопедская икона Божией Матери – чтимый список знаменитой афонской иконы Богородицы Ватопедской («Закланной», или «Раненной») пребывает в храме прп. Серафима Саровского Свято-Троицкого Киево-Китаевского монастыря, известного под названием Китаевская пустынь.
Китаевский список Ватопедской иконы создан в первой половине XIX века в одной из русских обителей на Афоне. Поясное изображение Богородицы с Младенцем на левой руке соответствует древнему типу Одигитрии («Путеводительницы»), написана икона замечательным мастером иконописи в технике масляной живописи на паволоке (полотне), натянутой на кипарисовую доску. Царица Небесная одета в сине-зеленую тунику и алый мафорий, отороченный золотой каймой. Ее глава увенчана короной во свидетельство особого почитания данной иконы. Богомладенец Христос одет в золотистые одежды, правой рукой Он благословляет, в левой – держит Священное Писание. Название иконы гласит: «ОБР(АЗ) ПР(ЕЧИСТОЙ) Б(ОГОРОДИ)ЦЫ ВАТОПЕДСКІЯ».
Благодатный образ из Афона был подарен обители в 2000 году благотворительным фондом «Український Ренесанс». С тех пор икона пользуется неизменным почитанием братии обители, ежедневно возносится на крестных ходах. Особенная помощь от Пресвятой Владычицы Богородицы по молитвам к Ее образу была получена насельниками во время нестроений, связанных с деятельностью так называемого «Ордена тамплиеров», братия обители рассказывают и о благодатной помощи от святого образа одной прихожанке.
Перед Богородицей внизу, на овальном блюде изображены нож и рука. Еще ниже представлен внешний вид Ватопедско-го монастыря и написаны слова, долженствующие изъяснить историю иконы. В XIV веке один иеродиакон в Ватопеде нес послушание экклесиарха. Он возжигал лампады и свечи, убирал в храме, и его послушание доставляло ему много хлопот, из-за чего он часто опаздывал на трапезу. Задержавшись в очередной раз, с сознанием исполненного долга отец экклесиарх пришел в трапезную.
– Некогда нам с тобой возиться, ты всегда опаздываешь на трапезу. Приходи, когда все приходят, вместе с братией, – сказал трапезарь.
Обиженный экклесиарх вышел из трапезной голодным и сразу направился в церковь. В притворе он увидел большую икону Богородицы, перед которой в течение многих лет возжигал лампаду.
– Сколько лет я служу Тебе, – сказал с нахлынувшей вдруг яростью иеродиакон, – а Ты даже не помогла мне, когда, как собаку, меня выгнали из трапезной.
В припадке гнева он схватил нож и направил его прямо в лик Пречистой. Тут же из отверстия хлынула потоком кровь. Пораженный ужасом, монах упал перед чудесным образом и зарыдал в отчаянии. Он сразу же осознал, что натворил, но подняться с пола самостоятельно уже не мог. Братия, найдя отца экклесиарха рыдающим около иконы, хотели было унести его в келию, но он испросил себе позволения оставаться у иконы для покаяния.
Три года он со слезами молился, испрашивая прощение, а затем Пречистая во сне явилась игумену обители и сказала, что иеродиакон прощен и Она исцелит его от паралича, однако его рука, нанесшая удар, будет осуждена до второго славного пришествия Спасителя. Всю оставшуюся жизнь бывший экклесиарх провел в страхе Божием, смирении и благоговении. Через три года после смерти по афонскому обычаю откопали его останки и были поражены увиденным. От истлевшего тела в могиле остались одни белые кости, а правая рука не истлела – сохранилась, только почернела, как уголь. Братия взяли эту черную руку и в память об удивительном наказании поместили ее около самого образа в левом приделе во имя св. вмч. Димитрия Солунского.
Показывают почерневшую руку до сих пор, но не всегда и не всем. Причина тому – рвение не по разуму русских паломников, которые еще в XIX веке норовили отщипнуть или отломить кусочек от руки, почитая ее святыней. Здесь паломниками были выказаны и склонность к кощунственному воровству, и невежество, ведь почерневшая рука – отнюдь не святые мощи. Существует свидетельство о русском батюшке, дерзнувшем откусить кусочек от руки! В тот же день он скончался. Другой священник каким-то образом, вольно или невольно, прикоснулся к запекшейся на иконе крови, много лет являвшей чудесное и страшное вразумление. Запекшаяся кровь осыпалась на батюшку, и, едва переступив церковный порог, он умер, оставив христиан в неведении о суде, явленном над ним милующим и карающим Господом Вседержителем.
Об основании монашеского поселения в Китаево и о самом древнем городище существуют несколько версий. Одна из них приписывает основание пустыни великому князю Андрею Бого-любскому, который имел татарское имя Китай (Китан). По другой версии, самая высокая гора этой местности именовалась Китай-горой, на ней когда-то стояла крепость, служившая с X века форпостом Киева вплоть до нашествия монголо-татарских полчищ хана Батыя. Возможно, это и послужило названию местности: «китай» в переводе с татарского – крепость. На этой горе, у входа в пещеры, эконом пустыни архимандрит Феодосий в 1909 году построил часовню. Существует и более простое объяснение происхождения названия, связывающего его со славянским словом «кита» – забор, ограждение, окружавшее древнерусские города.
В последующие века насельники Киево-Печерской Лавры основали здесь пещерный монастырь, впоследствии прославленный многими святыми (прп. Досифея, прп. Серафим Саровский, Христа ради юродивый прп. Феофил, прп. Алексий, св. Паисий и др.)