Чудотворні ікониІсторія чудотворних ікон

Посвящается светлой памяти иконописцев, коим дал Господь талант сотворить святые образы сии

“Благодатные дары Святого Духа, которыми обиловали Апостолы, преизобильно и более их имела Богоматерь, – пишет святитель Игнатий (Брянчанинов). – Она имела и дар пророчества, и дар прозорливости, и дар чудотворений… Прикосновение к Ней исцеляло неисцелимые недуги. Действенное, освященное Богом тело Ее соделалось вместилищем и источником чудес. Как икона апостола Петра, изображавшаяся на земле тенью его, чудодействовала (Деян. 5,15), так иконы Божией Матери чудодействуют по всей земле, проповедуют, свидетельствуют, запечатлевают знамениями истину учения Христова. Живописцами чудотворных икон Апостола были лучи солнца – живописцами чудотворных икон Божией Матери были разумные лучи Солнца правды, Бога и Сына Приснодевы – Его Апостолы и Его святые угодники».

Тысячелетняя история христианской Руси – это также тысячелетняя история почитания святых икон, иконописания, благодатной помощи от чудотворных образов. Обращаясь к церковной истории, выделим несколько этапов истории чудотворных и местночтимых икон на Юго-Западной Руси. Первый охватывает период Киевской Руси от Крещения до монголо-татарского нашествия. Второй объединяет времена, в которые Русь подверглась нашествиям – монгольскому, литовскому, польскому, турецко-татарскому, но особую опасность несли духовные нашествия латинян и протестантов. Третий период охватывает XVII столетие, четвертый – два последующих столетия, синодальный период. Пятый – XX и начало XXI века.
Само проявление благодатной силы образов, Елецкого в Чернигове и Успенского в Киево-Печерском монастыре, позволяет говорить, что не из византийской они земли, но дарованы от Самого Господа и Его Пречистой Матери. Вскоре являются на Святой Руси иконописцы, среди них первый – преподобный Алипий Киево-Печерский, одна из икон которого прославилась чудесами в Ростове. С XIII века начинает формироваться русская иконопись, в которой отображается вера в неисчерпаемое милосердие Божие и которая отличается яркими красками, чувством ритма, простотой. Святитель Петр, митрополит всея Руси, поначалу подвизался на волынской реке Рати, где основал обитель в урочище Новый Дворец и написал икону Новодворскую. По свидетельству свт. Димитрия Ростовского, к 1677 году в Черниговской епархии, куда образ был перенесен из-за гонений униатов, были известны чудеса от него.
В силу своего расположения – близости к Цареграду, Афону, Болгарии, Сербии Юго-Западная Русь нередко становилась местом временного пребывания святой иконы. Икона Смоленская Одигитрия, по преданию написанная евангелистом Лукой, привезена из Византии в благословение жене сына Ярослава Мудрого Всеволода. Сын Всеволода Владимир Мономах перенес образ в Смоленск. Две другие иконы, по преданию написанные святым Лукой, Иерусалимская и Корсунская, были привезены на Русь святым князем Владимиром и затем переданы в храмы на севере Руси. Икону, называемую Святогорской-Зимненской, равноапостольный Владимир перенес на Волынь. И самая почитаемая на Руси икона – Владимирская: ее перевез из киевского предместья Вышгорода во Владимир святой благоверный Андрей Боголюбский. В годы монгольского нашествия на западе Руси прославились иконы Свенская, Белзская, известная под именем Ченстоховской, Турковицкая, Холмская. Особым почитанием православных пользуется Почаевская икона, принесенная на Русь греческим митрополитом Неофитом в 1559 году. К тому же времени относится появление чудотворных икон Межиричской («Жизнеподательницы») и Поддубецкой на Волыни, Молченской на Слобожанщине и Мариампольской (Бахчисарайской) в Крыму.
В XVII веке народ русский отвращается прелести латинской и протестантской ради истинной веры. И Господь дарует ему в благословение чудотворные иконы: Заставницкую (Гощанскую), Загаецкую, Доротыщенскую, «Споручницу грешных» (Корецкую) – на Волыни, Нанковскую – в Закарпатье, Ильинскую-Черниговскую и Елецкую-Черниговскую, Киево-Братскую, Браиловскую-Ченстоховскую – на Подолии, Балыкин-скую – на Слобожанщине.
Чудотворные иконы в некоторых случаях не вполне соответствуют иконописному канону, среди них есть написанные в барокковой манере, в манере академической живописи, как, например, чудотворный Козельщанский образ, который был привезен из Италии в XIX веке. В этот период в народе стала слабеть вера православная, сначала в дворянских верхах, затем среди разночинцев, а к XX веку и во всех сословиях государства Российского. И в это тяжкое время, когда не иноплеменные понуждают оставить Бога, но сердце охлаждается и праведность «не превзойдет праведности книжников и фарисеев» (Мф. 5,20), Господь снова и снова подает Свою любовь и неусыпное попечение страждущим и обремененным грехами: пред изумленными христианами являются иконы Божией Матери, прославляются старинные и написанные недавно образы, которые приносятся со Святой Горы Афон, из Молдавии, и с севера Руси. Чудотворные иконы как бы возвращаются в списках и копиях списков, которые также прославляются чудесами. Молитвенное предстояние пред иконами избавляет от болезней, увечий, сохраняет во время войн, эпидемий, глада, труса, потопа.
После гонений богоборцев на Церковь в XX веке пришло время «малой свободы», и явил Господь новые и древние чудотворные иконы, новые чудеса, призывающие православных к покаянию, к той любви, которая открывает человеку врата Царства Небесного.