Чудотворні ікониІКОНА БОЖОЇ МАТЕРІ КАЗАНСЬКА в Свято-Вознесенському Флорівському монастирі м.КИЇВ

ІКОНА БОЖОЇ МАТЕРІ КАЗАНСЬКА в Свято-Вознесенському Флорівському монастирі м.КИЇВ

Местночтимая икона Матери Божией Казанская находится в Свято-Вознесенском соборе киевского Флоровского женского монастыря – с правой стороны возле иконостаса. Монастырь – одна из древнейших женских обителей Украины, точное время его основания неизвестно. Впервые он упоминается в грамоте польского короля Сигизмунда Августа-П, датированной 1566 годом. Речь в ней идет о возобновлении служб протопопом Иаковом Гульвичем в обители свв. мчч. Флора и Лавра на Подоле, «здавна» существовавшей у подножия Замковой горы, называемой еще Киселевка. Примечательным событием в жизни монастыря стало присоединение к нему в 1712 году Печерского Вознесенского женского монастыря со всем его штатом, имуществом и земельными угодьями.
С этого времени начинается расширение Флоровской обители. Однако пожар 1718 года уничтожил ее постройки, в том числе и церковь Флора и Лавра. На средства прихожан и при материальной поддержке митрополии в 1732 году был возведен и освящен каменный Вознесенский храм, и поныне являющийся одной из величайших святынь и достопримечательностей Киева.
В 1821 году была обновлена и надстроена колокольня над вратами монастыря, а в 1844 году освящен теплый каменный храм в честь Казанской иконы Божией Матери с двумя приделами: во имя Иоанна Богослова и свв. мчч. Флора и Лавра. После того, как в 1835 году монастырю передали гору Киселевку и на ней была возведена Троицкая церковь, обустроено монашеское кладбище, гора была обнесена каменной оградой. Таким образом, к началу XX века монастырь имел пять храмов, более десяти жилых зданий, школу, приют для сирот, богадельню, здесь подвизались более 800 насельниц, ему принадлежали также многочисленные земельные угодья. В настоящее время сохранились колокольня, трехглавый Вознесенский храм с приделом во имя Казанской иконы Божией Матери, церковь св. Николая Мирли-кийского (до 1857 года – свв. Флора и Лавра) и одноглавая церковь-ротонда во имя Воскресения Христова, восстанавливается храм Казанской иконы Божией Матери.
С самого своего основания Флоровский монастырь славился подвижницами благочестия. В XVII-XVIII веках в нем принимали монашеский постриг женщины, принадлежавшие преимущественно к высшим кругам, поэтому, как пишет историк К. Щероцкий, большинство монахинь были духовно и светски образованными. Так, здесь подвизались игумении Каллисфения (княжна Екатерина Милославская), инокини Августа (графиня Апраксина), Пульхерия (княгиня Шаховская), здесь же приняла иноческий постриг с именем Нектарии княгиня Долгорукова – дочь сподвижника Петра I фельдмаршала графа Шереметева и вдова казненного во времена Бироновских гонений князя Долгорукова.
Значительный след в истории Церкви оставили игумения Смарагда (Норова), написавшая популярную в свое время в России книгу «Благоговейные христианские размышления», и игумения Парфения (Адобаш) – духовная дочь и первый биограф прп. Парфения Киевского, автор замечательных духовных стихов и составитель одобренной Святейшим Синодом службы свв. Кириллу и Мефодию. В киевском Флоровском монастыре приняла иночество известная подвижница Александра (Мельгунова), основательница Серафимо-Дивеевского монастыря – четвертого удела Божией Матери на земле. Духовный авторитет Флоров-ских монахинь был столь высок, что великая княгиня Александра Петровна (в иночестве Анастасия), занимаясь устройством Киево-Покровского женского общежительного монастыря, в качестве игумении для своей новой обители пригласила насель-ницу Свято-Вознесенского Флоровского монастыря инокиню Каллисфению.
Высокое мужество, верность христианскому долгу и монашеским обетам проявили насельницы обители в годы социальных потрясений XX века, двух мировых и гражданской войн, трех
революций и в период коммунистического правления. С установлением советской власти в Украине имущество монастыря было разграблено, а сам монастырь в 1929 году закрыт. Свою деятельность он возобновил в 1941 году во время немецкой оккупации и с тех пор не закрывался.
Святыни обители: чтимые списки икон Божией Матери Казанской, Тихвинской, «Скоропослушницы», икона вмц. Варвары с частицей мощей, образ прп. Серафима Саровского, вышитый игуменией Флавией (Тищенко), а также расположенные на территории монастыря могилы инокини Елены (Бахтеевой), скончавшейся в 1834 году, и почившего в 1924 году епископа Феодора (Власова).
Благоустройство обители, прекращение преследований верующих привели к увеличению числа ее насельниц и желающих принять здесь монашеский постриг. Конечно, монастырь пока не в состоянии содержать такое же количество испытуемых, как, например, в 1918 году, когда их было 569 человек, но монахинь и послушниц на сегодняшний день примерно столько же – 106 монахинь и 70 послушниц. Для сравнения: в 1918 году было 130 монахинь и 78 послушниц. Повседневная жизнь сестер обители проходит по уставу, принятому Киево-Печерской Лаврой. И поныне сохраняются в монастыре многие древние традиции. Так, трапеза готовится на огне, зажженном от лампады У иконы Божией Матери в главном, Вознесенском храме. Один раз в день, по окончании литургии пища разносится по кельям. Просфоры пекутся только на дровах, без использования газа и электричества. Сестры сами изготавливают ладан и свечи для богослужений. Отличаются от греческого образца одежды фло-ровских монахинь. Камилавки представляют собой шапочку из бархата, с меховой опушкой -подобные описывались иностранными путешественниками побывавшими в Киеве в XVII веке. Для молодых послушниц существует особой формы головной убор – «связка» (бархатный колпачок с короткой наметкой).