ЧУДОТВОРНА ІКОНА БОЖОЇ МАТЕРІ ОРАНТА В СОФІЙСЬКОМУ СОБОРІ мКИЇВ
Софийский собор в Киеве был особым приношением древних славян Всевышнему Богу. Это каменное славословие Небесам создано в эпоху наивысшего расцвета Киевской Руси и задумано как монументальный жертвенник примирения прежних язычников с Премудростью Божией, приведшей их к престолу благости Господней через Святое Крещение.
Во внутреннем пространстве храма с его на редкость гармоничным соотношением конструкций в лучах солнца сдержанно блистают древние мозаики, поражают внутренней чистотой монументальные фрески, являющиеся священным достоянием Православной Церкви и священными своей тысячелетней намоленностью. Уже на входе взор посетителя останавливается на парящем образе Оранты на апсиде алтаря: застывшая в молитве Богородица воздела руки и как-будто взлетела, став похожей на распятого Сына. Ее широко открытые глаза с тревогой взирают на входящих в это священное пространство, взметнувшиеся брови усиливают впечатление беспокойства и немого вопроса -невольно вспоминаешь, сколько всего ранящего сердце Матери этим глазам пришлось видеть за многовековую историю нашей страны.
Лилово-багряный с золотом омофорий покрывает главу Честнейшей Херувим – Ангела-хранителя земли Русской. Молитвенно воздетые руки при сомкнутых устах воспринимаются как знак материнского самопожертвования, готовности удержать, закрыть Собою всю Русь…
Синяя туника, тяжелыми складками ниспадающая из-под омофория, кажется небесным сводом, а сам образ Богородицы окружен золотым надмирно-тихим сиянием. Трудно сказать, то ли это сияние исходит от Нее, то ли Она выходит из этого света. Лишь подножие, на которое твердо и властно поставлены стопы Царицы Небесной, приземляет это чудесное видение, воспаре-нное над скорбью мира. Над монументальной иконой и алтарем выведены по-гречески слова из Псалма царя Давида: «Бог посреди его, он не поколеблется: Бог поможет ему с раннего утра» (Пс. 45,6). Речь идет о граде Божьем, т. е. об Иерусалиме. И выглядят эти слова вполне уместно с точки зрения князя, который видел в своем Киеве достойного преемника Святому Граду. Пресвитер Иларион говорит в «Слове о законе и благодати», обращаясь к благоверному князю Ярославу: «Славный град твой Киев величеством, как венцом, обложив, передал людей твоих и город святой всеславной, скорой на помощь христианам, святой Богородице».
Традиция посвящать город Деве Марии берет свое начало со времени основания Второго Рима – Константинополя. Тогда император Константин Великий впервые призвал имя Преблагословенной во время его закладки. Название же образу дал стих 12-го икоса акафиста Пресвятой Богородице, где звучат слова: «Радуйся, Царствия Нерушимая Стено». Это же наименование имел образ Оранты во Влахернской церкви в Царьграде: его считали охранителем стен Византии после того, как часть стен собора во время землетрясения была разрушена, но абсида с мозаичным образом Оранты не только уцелела, но и удерживала свод храма. Вот и киевляне были твердо уверены, что доколе стоит Оранта в молении, будет стоять Киев, будет жива Русь.
Удивительные приемы использовал художник при изображении Оранты в Софийском соборе: если вглядеться, станет заметно, что только лик Богородицы находится в центре оси апсиды, ноги же уходят влево; композиция уравновешивается складками туники и подножной подставкой, которая несколько сдвинута вправо, благодаря чему фигура не выглядит статичной.
Поверхность стены также с «сюрпризом»: золотой фон иконы перемежается темными и светлыми полосами – мастер специально сделал рабочую плоскость волнистой, чтобы придать динамичность и фону, в котором использовал 26 оттенков золота. Потому золотой фон наполнен игрой света и словно источает воздух.
Большинство исследователей собора Святой Софии в Киеве уверены, что первоначально храмовой иконой в нем считали образ Божией Матери «Нерушимая Стена», что на алтарной абсиде.
Иногда мозаичное изображение Оранты – самое заметное монументальное произведение в Софийском соборе – ошибочно рассматривается как самостоятельная композиция. Однако этот образ по смыслу тесно связан с самой верхней точкой храма -центральным куполом, где изображен Христос Пантократор как Ветхий Деньми, то есть в виде старца, в окружении архангелов. В барабане купола, промежутках между оконными проемами изображены двенадцать апостолов.
Это – единая композиция сцены Вознесения Господня, где среди апостолов всегда изображается Богородица с воздетыми для молитвы руками. Однако по сложившейся традиции после победы над несторианской ересью в V веке Оранту стали композиционно выделять, придавая Самой Деве значение Матери Церкви. И образ Богородицы стал самым распространенным изображением в алтарях православных храмов, особенно после иконоборческого периода.