ЧУДОТВОРНА ІКОНА БЛАГОВІЩЕННЯ В СОФІЙСЬКОМУ СОБОРІ м.КИЇВ
Заложи Ярослав город великий,- говорит «Повесть временных лет»,-…заложи же и церкву Святой Софии, митрополью…» В 1037 году, считают историки, собор Премудрости Божией был освящен. К главному входу в собор вела широкая дорога от Золотых врат с малой церковью Благовещения, по бокам этой дороги, ближе к великому храму стояли еще две церкви: Святого великомученика Георгия и Святой мученицы Ирины.До сих пор искусствоведы спорят о том, кто именно украшал храм мозаиками и фресками: греки ли, болгары или русичи. Для благочестивого сердца это не имеет значения, как и степень мастерства иконописца, ведь речь идет о Святыне.Не меньший интерес представляет мозаичное изображение, именуемое чудотворным образом «Киевское Благовещение». Само наименование глубоко символично, ибо Киев – мать городов русских стал первенцем Крещения на Руси, а значит и благовестником Истины среди славянских племен.
Иконографическая композиция Благовещения Пресвятой Богородицы помещена на двух столбах, ограничивающих святой алтарь Софийского собора и удерживающих паруса купола. На северном столбе изображен архангел Божий Гавриил (высота фигуры 2,3 метра), в энергичном порыве направляющийся к Богородице. В левой руке он держит посох посланника, а правая жестом, принятым на Востоке, дает знать Деве о необходимости возвестить Ей нечто важное. На золотом фоне по-гречески написаны слова Благовестника: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!» Белая с цветными бликами одежда архангела подчеркивает его небесность, а красные клавы указывают на его принадлежность к Царству Небесному.На противоположном столбе смиренно предстоит Непорочная. Фигура Богородицы статична. Иконописец изобразил Ее в темно-синем мафории и синей же, но несколько светлее тунике. Посланник Божий застал Ее за работой, с правой руки у Девы свисает веретено с пурпурной нитью для завесы Иерусалимского храма, в левой – моток крашеной шерсти. Богородица обращена 1 лицом к зрителю, она не смотрит на архангела, вовлекая нас в Свою горницу и делая соучастниками события. Ответные слова Преблагословенной Девы помещены на золотом фоне слева («Се раба Господня, да будет Мне по слову твоему») тоже как бы в храм и предназначены для слышания богомольцами. Таким образом Благовещение Пресвятой Богородицы становится достоянием всего мира, и Богоматерь от имени всего человечества принимает подвиг послушания Богу.Такой разрыв композиции характерен для византийских росписей. Благовещение становится началом спасения и тематически вводит нас в сцену Евхаристии, где в центре композиции, как бы между благовествующим архангелом и Девой Марией – Господь, а к Нему приближаются для принятия Святых Таин апостолы, изображающие всю полноту Церкви. Таким образом | из исторического события Благовещение превращается в космическое, вневременное, вводящее нас в жизнь Церкви и в Царство Небесное (не зря же появился обычай изображать сцену I Благовещения на створках Святых врат, вводящих в алтарь).Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы очень почитаем на Руси, и потому мозаичное изображение Евангельского события в Киево-Софийском соборе стало любимым в народе. Считалось, что брак будет благополучным, если молодые помолятся у чудотворного образа киевского Благовещения. Бесплодные супруги старались заказывать молебен в храме святой ! Софии у столпа с изображением Божией Матери, рядом с которым находится придел, посвященный Ее родителям – святым праведным Иоакиму и Анне, которые также считаются помощниками в разрешении бесчадия. Однако каких либо письменных свидетельств о чудотворениях, происшедших от описываемого образа, мы не имеем. Древность же традиции почитать киевское Благовещение чудотворным говорит, что события просто изгладились из человеческой памяти за давностью времени.В XVIII веке мозаика на столбах была скрыта от людских глаз многоярусным деревянным иконостасом в барочном стиле и почитание чудотворного образа постепенно прекратилось. Только в начале XX столетия православному миру вновь была явлена замечательная мозаика Софийского собора – когда иконостас стал одноярусным. Тогда в церковный календарь вновь было внесено празднование киевской иконы Благовещения.Оно совпадает с праздником Благовещения Пресвятой Богородицы, и служба двунадесятого праздника таким образом становится службой и ради чудотворной иконы, ежегодно празднуемой 7 апреля.Сегодня благодатная мозаика киевского Благовещения, как и почти 900 лет назад, находится в идеальном состоянии, несмотря на столь солидный возраст. Икона расположена на большой высоте, и поэтому хорошо видна с хоров.