Алегоричні ікониІкона «Промысел о спасении» (Распятие в лоне Отчем)

Без такой свободы возглавляемое человеком мироздание стало бы не более, чем механической игрушкой.

Ікона «Промысел о спасении» (Распятие в лоне Отчем)

Ікона написана на підготовленій дошці (липа), просякнута антисептиком, покрита паволокою та левкасом (іконописним грунтом). Живопис виконаний в техніці яєчна темпера. Всі фарби мають природнє походження (мінерали, напівдорогоцінне каміння) та виготовляються нашими майстрами власноруч. Золочення виконано вручну з листового сусального золота 950 проби.

Старовинні технології та натуральні матеріали забезпечують довге життя іконі.

Гачки до наших ікон виготовлені талановитим ковалем за традиційними технологіями кузні. 

Також існує можливість оздобити ікону кіотом або капсулою для святині (мощевиком).

Для зручності зберігання та транспортування ікони розроблений спеціальний текстильний чохол, який дозволяє захистити живописну поверхню від ушкоджень. 

Ікони створена за канонами православної церкви.

Ікони освячено в іконописній майстерні “Небо на землі”

Ця ікона вже знайшла свою родину. Існує авторський повтор цього образу. Ми не створюємо копій. Кожна робота неповторна та жива, як щира молитва. Довірившись нам Ви отримаєте унікальний образ. Схиляючись перед ним в молитві, Ви відчуєте радість, умиротворення і підтримку, що йде від святині.

Ікона «Промысел о спасении» (Распятие в лоне Отчем)

Тайны Батия Творца непостижимы человеческому разуму. Тем не менее, есть Откровение Божие творению, и в этом откровении Господь по любви  к человеку дал нам знать то, что нам необходимо – в утверждении  нашего сыновства,  и  в познании Его Промысла. Основные источники этого познания – Священное Писание и наше сердце (“Лишь две вещи поражают меня: звездное небо надо мною и нравственный закон внутри меня” – Э. Кант).

Таким откровением Бога человеку есть, в числе прочего, и  наше знание о существовании Промысла о спасении.

Промысел о спасении является частью Божьего плана о сотворения мира. Венцом творения Бог предназначил быть человеку. Высшим свойством человеческой природы, образом Божьим, является дар свободы, свободы нерушимой и окончательной. Без такой свободы возглавляемое человеком мироздание стало бы не более, чем механической игрушкой.

Но дар свободы изначально таил в себе возможность глубинного противоречия. С одной стороны, Бог не мог лишить человека свободы. Но, с другой стороны, этот дар  предполагал возможность использования его во зло. А зло неизбежно вело к конечной гибели человека и, тем самым, к разрушению  Божьего плана о создании мира. Однако Божественное творчество не может быть разрушаемо – иначе это противоречило бы Божьему Всемогуществу.

Выходом из парадокса явился Божий Промысел о спасении человека.

В Предвечном совете[1], на который указывает пауза в творении мира[2].  Божественные ипостаси Пресвятой Троицы приняли решение в  лице Сына Божия принести Себя в искупительную жертву, если того потребует задача спасения человека – спасения от вечной гибели, неизбежной в случае использования человеком дара свободы во зло. Таким образом, венцом Промысла о спасении  стал  замысел о Воплощении как соединении Божественного и человеческого естества в Богочеловеке Иисусе Христе, о спасении и искуплении человеческого рода через Его крестную смерть и воскресение из мертвых. Этот замысел есть главнейшая часть общего замысла Бога о всем тварном мире.

Итак, на Предвечном совете Второе Лицо Святой Троицы Сын Божий ради спасения человечества изъявил согласие к Воплощению, что отражено в словах Писания: “Жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне. Всесожжения и жертвы за грех неугодны Тебе. Тогда Я сказал: вот, иду, как в начале книги написано о Мне” (Евр. 10:7-10), а также в словах “Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную” (Ин. 3:16).

Также и Третье Лицо Святой Троицы, Святой Дух, предуготовил Себя быть ниспосланным Отцом во имя Сына, чтобы Своим благодатным действием духовно преображать верующих в Сына Божьего, усваивать им плоды Его жертвы, сообщать им бесценный дар Богопознания, делать их “причастниками Божьего естества” (2 Пет 1:4).

Столь же необходимыми для спасения человека являются и другие проявления Промыла Божьего, что отображено в изографии написанной в мастерской «Небо на Земле» аллегорической иконы «Промысел о спасении» (по типу хранящейся в Музее Икон, Реклингхаузен иконы «Христос распятый Серафим»).

На представляемой иконе символически изображены  все основные элементы Промысла о спасении. В первую очередь, центр иконы занимает Крест – орудие искупления – с распятым на нем Спасителем. Распятие водружено на горе Голгофа, в сердцевине которой видны останки первого человека Адама, нуждающегося в искупительной жертве  и её ожидающей. В то же время, Распятие покоиться на Серафимах, предводителях Небесных сил бесплотных, созданных Творцом для служения человеку в деле его спасения. Центральная часть Распятия прикрыта обобщенным образом высших ангельских сил (шестокрылатых Серафимов и многоочитых Херувимов), в средоточии которого помещен символ Боговоплощения: лик Спаса Эммануила. Сверху композиция осеняется лучами благодати Божьей, исходящей от парящего голубя: Духа Святого. Под Духом Святым в образе таинственного пророка-первосвященника Мелхиседека изображен Бог-Отец, Творец мира и возглавитель Предвечного совета. Правая рука Творца раскрытой ладонью словно поддерживает мироздание, в левой руке опущенный книзу меч – знак готовности, в случае необходимости, защищать Свое творение. Перед изображающей Бога-Отца аллегорической фигурой Мелхиседека столь же символический образ Спасителя:  огненного юноши в царской короне. Он как бы покоиться на лоне Отчьем, и в то же время чувствуется Его движение вперед: Им осуществляется Промысел Отца о спасении. В руках отрок-Иисус держит ножны меча, подчеркивающие Его единство со Отцом.

Все изображение вписано в поле окаэдрической формы, состоящей из двух пересекающихся фигур – ромба и квадрата. Движение материи внутри ромба указует на изначальность и вневременность Промысла о спасении; это первоэлементы сотворения мира. Красный квадрат –  тетраморф, традиционное в иконографии изображение космических животных, описанных в пророческих книгах Библии  (Иез.1:5-18 и Откр.4:6-8). Тетраморф, расположенный вторым планом и как бы уходящий вглубь иконы,  указывает на будущее небесное бытие спасенного человечества.

В целом икона «Промысел о спасении» представляет собой иконографически редчайшее, до предела насыщенное символикой, изображение важнейших этапов Божественной Промысла о сотворении и спасении мира.

                                                          Священник Сергий Павелко, руководитель

                                                          иконописной мастерской «Небо на Земле»

                                                          Священник Михаил Шполянский,

                                                         консультант

 

   

[1] – Предвечный совет Святой Троицы назван предвечным, поскольку он осуществляется вне времени, присущего нашему тварному миру. Предвечный совет  осуществляется в Божественной вечности, предшествуя бытию всех сотворенных вещей и событий.  Предвечный совет – особый совет. Участвующие в нем Лица Святой Троицы существуют нераздельно и обладают единой Божественной волей. Идеи и замыслы предвечного совета – идеи и замыслы единого всемогущего Существа, которые всегда исполняются и претворяются в жизнь. Поэтому слово “совет” в данном случае ближе понятию волевое предрешение, волеизъявление, понимаемому как мысль, план или идея, которая непременно и непреложно осуществится.

 

[2]  – Когда автор Книги Бытия переходит к рассказу о сотворении человека, здесь возникает как бы некая пауза между замыслом о творении и самим творением. “И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему” (Быт. 1:26). К кому обращается Бог? С кем советуется? Когда Он созидал небо, землю, светила, когда творил растения и животных, Он ни с кем не советовался. И вдруг мы слышим это загадочное: “Сотворим”.

 

дошка, левкас, яєчна темпера, золочення:
50х40