БлогСемейная иконописная мастерская «Небо на земле»

 «Небо на земле» – во многом уникальное художественное объединение, ставящее во главу своей деятельности духовное творчество в лоне Церкви Христовой.

Протоиерей Михаил Шполянский
Протоиерей Михаил Шполянский

Коллектив объединения – это очень целеустремленная и влюбленная в свое дело команда. В мастерской работают профессионалы, которые пишут иконы фактически всю свою творчески-сознательную жизнь. Отца Сергия Павелко вдохновил на создание мастерской его друг – известный церковный писатель священник Михаил Шполянский. Со временем присоединились Екатерина Цирулик, Наталья Соболева. Всех их объединяет общее понимание и принятие иконы как христианского делания.

Технологи которые используются в мастерской, соответствуют старинным традициям иконного письма, восходящим к изографии Древнего Египта. При создании икон используются только натуральные материалы: доски из липы или ольхи, паволока (полотно которое наклеивается на доску), левкас (около 15 слоёв грунта на основе мела). Каждый мастер сам готовит себе краски из природных минералов и пигментов: киновари, лазурита, малахита, горного хрусталя, и пр. Их дробят в ступке, а потом растирают в порошок и смешивают с яичной эмульсией. Так начинается кропотливый труд иконописца. Рождается икона.

Мастера объединения «Небо на земле» работают в необычно широком диапазоне иконописной традиции. Византийская, древнерусская, болграская, украинская, грузинская школы, западноевропейская религиозная живопись – все воссоздается не только на высоком профессиональном уровне, но и с глубоким проникновением в духовный мир старинних образов. Ведь подлинная икона – это не механическая копия с того или иного оригинала, но всегда творчество во Христе. Следуя древней практике, современный иконописец привносит в традиционную схему свое переживание богобщения, свое видение «мира горнего».
В мастерской «Небо на земле» написание иконы есть творчество одновременно и соборное, и индивидуальное. В результате общения братии рождаются творческие идеи и новая иконография. Пишет же икону от начала и до конця только один мастер. Однако икона – не объект самовыражения, она созидается в церкви и для Церкви, и потому авторских подписей на ней нет.
Иконы создаются для объединения человека с Горним миром, для диалога между созданием и его Создателем. Как сформулировали это святые отцы Седьмого Вселенского Собора, «икона есть образ, возводящий к Первообразу»; иными словами – икона есть инструмент богобщения. Один из иконописцев сказал: «Икона должна сама заговорить с человеком» – услышим же её глас! «Кто имеет уши слышать, да слышит!». (От Матфея 13:9)

 

Свящ. Михаил Шполянский