БлогЕСТЬ ЛИ НЕБО НА ЗЕМЛЕ?

Сапфирова Н.Н.

Международный Мемориальный фонд  Карла Фаберже

Всеукраинская общественная организация “Союз геологов Украины”

09 октября 2014 года

г. Киев

 

Повествование о камне, его роли в создании иконы и особом отношении к миру минералов, сложившемся у сотрудников иконописной мастерской «Небо на земле», более 10 лет ведущих деятельность по созданию современной иконы в городе Николаеве, Украина. Руководитель и наставник  мастерской священник Сергей Павелко, вдохновитель и созидатель, относится к миру природы, и особенно к камню, с благоговением, признавая его связь с Божественным миром. В этой уютной семейной мастерской происходит удивительное таинство единения мира земли и мира Неба, в котором человеку отведена непростая роль посредника. Высокий уровень духовности,  понимания сути вещей и радость труда, скрытые от глаз стороннего наблюдателя в процессе сотворения, в полной мере являют себя миру после завершения работы. Таинство сотворено, и икона отпускается в мир, где, найдя своего почитателя, будет выполнять прямое свое предназначение, являясь окном между двумя мирами – земным и небесным. Одухотворенная молитвой, икона может заговорить с вами на языке надежды и веры, приведя к тому, о чем многократно было сказано Христом – к любви и прощению.

Минералы и их роль в традициях иконописи.

Тема камня обширна сама по себе, его роль и значение в религиозном ювелирном искусстве, иконописи выводит камень на уровень сакральных знаний. Перечисленные в Библии камни,  известные как библейские, благодаря авторитетному источнику, довольно часто упоминаются в печати в привязке к теме публикации,  стали предметом некоторых исследований. [1]

История иконописи неразрывно связана с хронологией открытия минералов и их применением при создании темперы – краски, основными составляющими которой являются минеральные пигменты и яичный желток. Последний выступает в качестве связующего вещества.

Минеральные пигменты образуются путем измельчения минералов при помощи куранта – инструмента для перетирания красок. Особенность его состоит в возможности перетирания минералов на мельчайшие частицы, что не всегда достижимо при помощи ступки. По иконописной традиции и согласно терминологии – иконописец затворяет краску, беря минерал нужной фракции для измельчения, располагая ее на прозрачном столе, и курантом (в мастерской «Небо на земле» курант выполнен из стекла, камня) растирает в пыль.

Значение цвета в иконе по своей сути очень содержательно, символизирует понятные людям события, явления и вещи. Икону можно «читать» – в том числе и по цветам. Для посвященного в тайны иконописи основные цвета, их оттенки имеют свое значение.

В мастерской «Небо на земле» применяют традиционную для иконописи киноварь, дающую красный цвет. У красного цвета довольно много значений  –  он может быть символом жизни, крови и соответственно жертвы (Пасха), также это цвет одежды святых мучеников. Из лазурита получаются в крупном помоле чистейший синий пигмент, фиолетовый достигается путем прокаливания минерала. Для синего пигмента хорошо подходит вивианит и его продукт окисления – керченит (название от г.Керчь). Глубокий синий – цвет мудрости, непостижимой тайны Божественного начала, истины и вечности. Апостольские одежды также окрашены в синий. Бирюза в зависимости от природного оттенка и количества нанесенных слоев дает чистый нежный или насыщенный цвет. Согласно трактовке цвета в иконописной традиции бирюзовый символизирует молодость. Малахит предпочтительнее уральский, для которого характерен более глубокий цвет, однако за редкостью уральского, применяется заирский (Африка), для которого характерны более яркие оттенки. Зеленый – символ Вечной Жизни, роста и победы жизни над смертью. Но мертвенно-бледные оттенки зеленого могут характеризовать смерть и антибожественную силу. Золотой – образ Божественного света, любви и нетленности. Серебряный соединил в себе символику белого и голубого. Белый – одежда воскресшего Христа, чистота и святость, пример тому – ангельские одеяния. Однако, в изображении одежды ангелов употребимы и другие цвета. Голубой – символ неба, чистоты и целомудрия, доверия и верности в браке. Одежды Божией Матери как Приснодевы окрашены в голубой цвет.

Черный отражает все, что связано со страданиями земной жизни – скорби, болезни, грехи и, как отречение от мирского, мы можем видеть его на изображении одежд священников и монахов. В соединении с другими цветами черный приобретает качества высокого  порядка, своего рода усиливает и подчеркивает их значение. Например, контрастное сочетание черного и белого – это смирение и непорочность. Черный с синим – глубокую тайну, с  зеленым – старость.

Серый цвет может символически передавать как мертвенность, смерть тела, так и смирение, бессмертие души. Однако, в некоторых авторитетных источниках встречаем упоминание о том, что серый не применяется в иконописи.

Для передачи многообразия оттенков от желтого до коричневого, иногда красного, применяются охры. Охра – это порошкообразная смесь глины с преобладанием каолинита в ее составе с окислами и гидроокислами железа (гематит, лимонит). Охры залегают неглубоко от поверхности земной коры. В иконах «Небо на земле» можно увидеть до 20 её оттенков.

Приведенные сведения о трактовке цвета обобщены. Каждый цвет может быть более подробно расписан и данные уточнены. [2]

На более высоком уровне понимания взаимоотношений с Небом  измельченные минералы применяются не только в зависимости от цветовой символики, обязательной для изображаемых на иконе образов, атрибутов и символов. Результатом более глубокого понимания минерала, его духовных свойств, становится осознанное создание мастером канала связи с миром Бога, трансляции в земной мир гармоничных излучений путем нанесения минералов определенного вида.

Творческий процесс и камень в мастерской «Небо на земле»

Архангел Михаил с предстоящими святыми. Семейная иконописная мастерская НЕБО НА ЗЕМЛЕ
Архангел Михаил с предстоящими святыми. Семейная иконописная мастерская НЕБО НА ЗЕМЛЕ

Иконописная мастерская «Небо на земле» была основана отцом Сергием Павелко в 2004 году в Николаеве. В мастерской трудятся члены семьи, ученики, являющиеся мастерами. Решение о написании иконы принимается руководителем – отцом Сергием, пишет ее мастер самостоятельно. Соборно выносится решение о готовности иконы, которое основывается на суждении о профессиональном уровне живописи и молитвенности.

Сотворение икон в мастерской «Небо на земле» сопряжено с духовным трудом (молитвой), соблюдением канонов иконописной традиции и особым отношением к материалу – камню и производным из него.

В основе этого отношения лежит глубокое понимание камня как Божьего творения. Мастер-иконописец, выступая в качестве сотворца, открывает Божью красоту, скрытую в камне. Создание икон в мастерской сопровождается радостью от открытия и благодарением Бога за то, что он предоставил возможность созерцать и быть причастным к открытию красоты камня.

В глубине души мастер наполняется радостью открытия, испытывая благоговейный трепет перед Божьими дарами природы. Рождается желание поделиться и призвать в свидетели своей радости не только сотрудников, но и других людей – дабы и у них образ величия и красоты вызвал возвышенное и в то же время глубокое понимание проникновения мира Неба на землю, возрадовались глаза и сердце.

Сам процесс сотворения – под руководством Бога, неторопливый, без суеты, заставляет прислушиваться к собственным ощущениям и интуиции. Икона самодостаточна сама по себе. В некоторых случаях, изначально задуманное декорирование камнями не осуществляется – икона не принимает камни. Иногда же, наоборот, начинает притягивать их к себе в одной только ей ведомой расстановке. В таком случае задача мастера – настроится на совместную работу и тонко улавливать подсказки свыше. Описывая подбор  вставок–кабошонов для икон, уместно будет упомянуть известное и часто употребляемое выражение Христа: «Будьте как дети». Сама эта процедура напоминает, да и является, по сути, занимательной игрой. Дети во время игры полностью увлечены процессом, не особо реагируют на внешние источники звуков и представляют собой группу единомышленников. Бузотеры в таком обществе не задерживаются и бывают выдворены за пределы команды, если начинают мешать увлекательному процессу игры. Неотъемлемые сопутствующие составляющие такие, как желание принять непосредственнее участие, ощущение важности и значимости совершаемого действия, как в частном, так и коллективном аспекте, радость от игры в полной мере присутствуют при совместной работе в мастерской «Небо на земле».

При подборе камней нет предпочтений в сторону дороговизны самоцвета или его установленного места в классификации, определяющей ювелирный (драгоценный), ювелирно-поделочный или поделочный материал.[3] Из десяти камней может быть выбран один, подходящий,  предназначенный для каждого конкретного случая. Подбор осуществляется путем наложения кабошонов на поверхность иконы, затем следует коллективное одобрение или отклонение данного  представителя царства минералов. Если «кандидатура» отклонена, она аккуратно укладывается в шкатулку и бережно хранится до своего часа.

Обращение с камнем и его хранение – отдельный ритуал в мастерской, исполненный глубокого смысла.  Трепетность отношения к камню проявляется в том, как бережно они хранятся – переложенные тканью в отдельных шкатулках, чтобы избежать трения и появления царапин. Действие изымания и положения в шкатулку сопровождает благоговение и благодарность за Божьи дары.

Икона – окно в мир прощения,  добра и света, способного омыть душу от страданий. И не нам судить о справедливости последних. Наличие дома иконы «Небо на земле», создание которой сопровождаемо глубокой сердечной молитвой, чистыми помыслами и радостью от  труда, само по себе благотворно влияет на обстановку жилища. Такая икона, преподнесенная в дар, является очень личным подарком, впоследствии переходящим в разряд семейной реликвии. Однако,  наш мир устроен на принципе взаимодействия. То, что пришло сверху, из мира Бога, должно быть проявлено внизу, в земном мире. И если  человек не делает никаких усилий над собой,  окно-икона может не открыться. Ибо общение – процесс двусторонний. Ключом для отворения окна-иконы является сильное, доброе сердце.  А за неимением такого – любой, даже малый шаг навстречу миру Бога уже будет подтверждения вашего доброго намерения.

Необходимо отметить  активную выставочную и издательскую деятельность. За 10 лет работы мастерской было издано четыре каталога и проведено более 30 персональных выставок в Херсоне, Николаеве, Одессе, Львове, Киеве,  Москве, Братиславе,  Праге, Мюнхене.

Безотходное производство по обработке камня

Минералы и породы, извлекаемые в огромном количестве на поверхность Земли, к сожалению, не всегда рационально используются. Удручает более всего то, что природный камень является невосполнимым ресурсом планеты. Если принять факт невозможности воссоздания камня, имеющего возраст несколько десятков или сотен миллионов лет (при общепринятом возрасте Земли, согласно данным геохронологической (стратиграфической) шкалы, – 4,5-4,6 млрд. лет), то остается признать, что человеческое сознание зачастую ограничено жаждой  сиюминутной наживы и отнюдь не обеспокоено масштабами потерь и последствий хищнического отношения к природе и камню. Напрашивается вопрос – что человечество знает об истинном предназначении минералов? Вопрос во многом остается открытым. Пока остается только сожалеть, глядя на результаты неразумного применения ценнейшего материала.

Камень, этот кладезь мудрости, используется на потребу публике, в большинстве своем не понимающей ни его предназначения, ни его природы.

Человеку свойственно заблуждаться и переоценивать свои силы и положение на эволюционной лестнице. Отсюда исходит множество историй о «кровавых» камнях, подчинение природой камня человека. Интересно и то, что этот процесс подчиненный расценивает только в одностороннем порядке, считая, что он контролирует ситуацию и камень служит у него на посылках. Но это тема отдельного, непростого разговора, затрагивающего тему необходимости коренного пересмотра места человека в иерархической системе планеты, либо как существа все-таки разумного либо придется признать факт незрелости и безответственности.

Цикл производства иконописной мастерской «Небо на земле»  с точки зрения выше изложенных идей, является правильным и достоин не только ознакомления с опытом производственных операций, но и их внедрения в другие производства, связанные с переработкой камня. Не все камни могут быть применены в качестве минерального пигмента. Подчас химическая реакция замещения способна изменить цвет красок и помешать замыслу иконописца. Но накопленный веками опыт позволяет избегать ошибок. Касательно обработки камня – есть сферы, в которых минералы и породы могут найти достойное дальнейшее применение.

Работа с камнем в мастерской начинается с его внимательного изучения. Затем с помощью приспособлений и инструментов, используемых для обработки камня, делаются заготовки. Резка камня и придание ему формы кабошона предполагает остаток в виде «некондиционного» материала – кусочки различной формы, обломки, осколки, пыль. Все это в дальнейшем идет в работу. Мельчайшие частицы аккуратно собираются, промываются 4-5 раз, высушиваются и далее перетираются курантом. Форма кабошонов иногда слегка ассиметрична, что гармонирует с плавными линиями иконы. Округлая ассиметрия камней передает нам течение времени, размеренное, неторопливое, однако, неумолимо подчиняющее своему ритму все сущее на Земле.

Обработка камня в форме кабошона подразумевает его чистоту и открытость миру. Именно в этой форме мы можем наблюдать все чудеса формирования минерала, которые он явил нам через десятки  и сотни миллионов лет своей жизни – пузырьки воздуха, трещиноватость, включения, ставшие его частью. Теми, у кого открыто сердце, прозрачные камни различных оттенков могут восприниматься как небесная роса, слезы неба, капли чистого дождя, способного омыть наши души от тревог и волнений.

В начале 90-х гг. прошлого века к отцу Сергию попал коллекционный образец непрозрачного турмалина красивого серого оттенка. Полюбовавшись некоторое время новым знакомцем, было принято решение провести эксперимент. Отделили маленький кусочек и путем перетирания создали пигмент, до того момента не входивший в традиционно применяемые минералы. Основной тон пигмента  получился серый с сине-зеленым глубоким оттенком.  Сведения об употреблении турмалина в иконописи  не дошли до наших дней.

В мастерской возобновили древнюю практику применения кварца. К группе кварца относится горный хрусталь, дымчатый кварц, морион, аметист, топаз,  розовый кварц и другие. Кварц является самым распространенным на Земле минералом и входит в состав многих пород. Светоотражающие свойства горного хрусталя ранее применялась в иконописи и живописи, временем от этой традиции отошли. На сегодняшний день в мастерской работают как с горным хрусталем, так и с дымчатым кварцем. Для того, чтобы изменить темный цвет дымчатого кварца, его отжигают в муфельной печи. Он светлеет, и его перетирают в белый порошок. При этом сохраняются все светоотражающее свойства горного хрусталя. Истолченный на различные фракции кварц применяется для лессировки. В иконописи –  слой краски, которым покрываются дополнительно другие слои или в завершение работы.  Лессировка с кварцем дает прозрачность и глубину, а также служит защитным слоем, если положена поверх всех нанесенных слоев краски. С помощью лессировки можно усилить, придать яркость краскам, но можно ее и погасить, если того требует икона.

Проблематика камнерезного искусства как неотъемлемой части культуры на территории Украины.

В настоящее время в Украине культура понимания камнерезного искусства не сформирована на достаточном уровне, чтобы считаться традиционнойПри этом украинское камнерезное искусство живет, развивается и можно констатировать факт, что за последние 25 лет украинские камнерезы достигли высокого уровня, их работа по достоинству оценена специалистами. До этого периода камнерезы создавали группу изделий, которая, прежде всего, шла на подарки высокопоставленным гостям страны. В эту группу входила камнерезная сувенирная продукция из качественного поделочного камня с символикой столицы Украины – Киева, письменные приборы, подсвечники, посуда, мелкая пластика. В 70-х гг. ХХ века и позднее на экспериментальных участках некоторых предприятий создавались ювелирные украшения, в основном из мельхиора, со вставками из полудрагоценных и поделочных камней, пользовавшиеся большим спросом у населения.

Относительно темы камня в церковном ювелирном искусстве стоит упомянуть о том, что большая часть украинских камнерезов отдает предпочтение глиптике, развивая тему христианства, в частности, православия. Это высокохудожественные  и пронизанные духовным светом работы – резные камеи и инталии с изображением Спасителя, Богородицы, Святых на драгоценных и полудрагоценных  прозрачных и непрозрачных камнях, коралле, раковинах, перламутре.

Но при достаточно немалом количестве людей, понимающих красоту камней – геологи, геммологи, огранщики и др., нередки случаи в обществе, когда камень в камнерезном изделии принимают за пластик или стекло, во вставках же ценят звучное ювелирное название, подразумевающее немалую стоимость изделия. Но хороший вкус можно и нужно прививать.

Деятельность Международного Мемориального фонда Карла Фаберже в Украине

Особая заслуга в популяризации камнерезного искусства на территории Украины  принадлежит кандидату искусствоведения, ученому секретарю и герольдмейстеру Международного Мемориального фонда Карла Фаберже, заслуженному деятелю камнерезного искусства и обладателю многих других почетных званий Валентину Васильевичу Скурлову (Санкт-Петербург, Россия). История Фонда берет начало от 1996 года, официальная регистрация  состоялась в 1997 году в Москве.  Почетным председателем Фонда была единогласно избрана Татьяна Федоровна Фаберже (Женева, Швейцария) – правнучка Петера Карла Густавовича Фаберже (1846-1920). Деятельность Фонда направлена на мемориализацию памяти Карла Фаберже установка памятников, памятных досок, уход за  могилами,  издание биографической и справочной литературы по теме Фаберже и посвященной творчеству художников и мастеров всемирно известной фирмы. К задачам относится и выявление творческого потенциала среди представителей ювелирного и камнерезного сообщества, их награждение орденами и знаками Фонда, создание электронной базы данных предметов фирмы Фаберже. Фонд международный, на данный момент почетными наградами Фонда отмечена деятельность 550 человек из 18 стран. [4]

Знакомство В. В.Скурлова и отца Сергия Павелко состоялось в декабре 2013 года незадолго до Нового года. Приезд в Николаев стал важным событием для города и его творческой среды.  Так, в стенах Николаевского областного художественного музея им. В.В. Верещагина, отметившего 6 июня 2014 года знаменательную дату – 100 лет со дня основания, Валентином Васильевичем была прочитана лекция, посвященная  деятельности фирмы Карла Фаберже. Стоит отметить еще одну юбилейную дату, связанную с музеем.  По результатам поездки в Николаев и в связи с 60-летием директор художественного музея им. В. В. Верещагина, кандидат искусствоведения  Сергей Николаевич Росляков удостоен почетной награды Фонда Карла Фаберже – малого знака  ордена “Карл Фаберже – Придворный ювелир”.

Творчество фирмы в конце ХІХ – начале ХХ века было необычайно многогранно и тесно связано с большим количеством исторических персоналий России и других стран мира, включая  монарших особ Дома Романовых, представителей правящих династий Европы и Сиама, промышленных магнатов, а также других не менее влиятельных лиц того времени. [5] Научная деятельность В. В. Скурлова неразрывно связана с именем Карла Фаберже. На сегодняшний день это более 300 лекций, прочитанных в музеях, учебных заведениях и ювелирных выставках в 40 городах 14 стран,  14 книг, большая часть тиража которых передана в библиотеки и учебные заведения разных городов мира, множество докладов, опубликованных в сборниках  научных конференций и статьи в периодических изданиях. Все это свидетельствует о подвижническом труде, который связан с напряженной научной и образовательной деятельностью.

Визит почетного гостя состоялся при поддержке руководителей Творческой мастерской «Декор ателье АЗЪ», г.Николаев, кавалеров наград Фонда Карла Фаберже Сергея Леонидовича Дидковского и Юрия Владимировича Сургана. В насыщенную программу пребывания в  Николаеве вошло и посещение семейной мастерской «Небо на земле». Зимний холод не помешал, а придал контрастность теплой, душевной встрече профессионалов своего дела, воспоминания о которой бережно хранятся в сердцах всех ее участников. В светлой атмосфере мастерской, в окружении членов семьи и единомышленников  состоялось вручение награды Международного Мемориального фонда Карла Фаберже отцу Сергию Павелко. Малый знак ордена Ф.П.Бирбаума является заслуженным итогом его десятилетней деятельности как талантливого иконописца, мастера камнерезного дела и руководителя, под началом и при непосредственном участии которого был достигнут высокий духовный и профессиональный уровень в церковном ювелирном искусстве и иконописи. Награду вручил ученый секретарь и герольдмейстер Фонда В.В.Скурлов. Свидетелями церемонии были лики Спасителя, Богородицы и Святых, взирающих с икон и благословляющих всех присутствующих своей благодатью.

Мемориальный фонд Карла Фаберже оказывает всевозможную поддержку ювелирному и камнерезному искусству Украины. Изготовление предметов религиозного культа составляло солидную долю  производства фирмы Фаберже. И достижения в данной области современных мастеров и деятелей искусств не остались незамеченными Фондом.  На сегодня из 550 кавалеров Фонда более 130 награждены в Украине. Начиная с 2001 года, в большинстве крупных городов и областных центрах Украины были прочитаны лекции о различных аспектах деятельности фирмы Карла Фаберже, в том числе и о камнерезном искусстве, российских школах, о самобытной и творчески сверх одаренной личности А.К.Денисова-Уральского (1863-1926), переданы книги в главные библиотеки страны, музеи, учебные заведения. Группой энтузиастов, членами Фонда Карла Фаберже в Украине ведется деятельность, направленная на популяризацию камнерезного искусства среди населения путем сотрудничества с периодическими, в том числе и научными, изданиями. Однако, еще очень далеко до желаемых результатов.

Подводя итоги…

Особое место, которое занимают минералы в истории иконописи и роль камней в жизни человека, позволяет сделать вывод о древней, теснейшей и неразрывной связи камня и человека, необходимости углубленного понимания и поддержания этой связи. Ибо односторонние отношения, построенные на базе понятийности  использования, а не взаимосвязи, оборачиваются против стороны, наделяющей себя правом диктовать условия.

Икона выступает посредником между миром материальным и миром духовным. Качество взаимного обмена зависит как от духовного наполнения мастера-иконописца, способного передать силу Божьего мира, так и от ищущего возможности общения с Небом, от его настроя, мыслей и искренности.

Надежда может не оправдать наши ожидания. На любовь к ближнему не всегда есть силы, особенно, если, по мнению человека, с ним поступили несправедливо. Но вера, даже ее крупица, позволяет подняться  над сложившимися обстоятельствами, преодолеть их. И тогда к вере со временем добавляется толика понимания, к некоторым приходит  мгновенное прозрение ситуации в целом. Понимание ведет к принятию, принятие к успокоению, умиротворению, которые в свою очередь являются хорошим фундаментом для прощения и любви к ближнему.

Мы наследуем культуру материальную и культуру духовную. Материальная культура, учитывая потребности физической структуры человека, подчинена идее выживания и комфорта. Но яркость красок жизни, ее наполнение зависит от духовного мира человека.

Услышать призыв своего времени, представить собственное видение современной иконы – для этого нужна смелость и решительность. Вспомним историю – сколько раз отрицались новые идеи, не подпадавшие под устоявшиеся нормы? Все новое, что проходит проверку временем, переходит на качественно новый уровень отношения к нему, когда- то новому, людей. Человеку дано многое, но он не может соревноваться со временем и попытки его обуздать тщетны. Он вынужден только подчиняться течению  времени, подстраиваться под ритм природы и явления физического мира, если он не враг себе и окружающему пространству. Как итог, большинство новшеств, утяжеленных солидным возрастом, вместе с ним приобретают признание,  вызывают трепет перед смелостью новатора и, подчиняясь очередному массовому убеждению, заставляют относиться к себе с пиететом. Мало ли примеров?

Тема развития иконописи была предметом неоднократных обсуждений. По этому поводу емко и убедительно выразил свои мысли Сергей Николаевич Булгакова (1871-1941) – философ, мыслитель, богослов, новатор идей развития общества и церкви: «…Таким образом, возникает иконописный канон, который с наибольшей чистотой сохраняется в древних иконах. В истории иконы следует отметить особую заслугу русского старообрядчества, которое явило их миру как недосягаемые вершины художества, способные стать рядом с величайшими произведениями мирового искусства. [3] Разумеется, канон этот имеет лишь общее руководящее значение, и он не только оставляет место для личного вдохновения и творчества (в известных пределах его нечувствительно изменяющих), но его даже предполагает. Поэтому не существует такого абсолютного канона для иконы, который исповедуют старообрядцы. Тем самым они обрекают иконопись на полную неподвижность и на смерть ее как искусства, из которого она родилась и которым должна остаться. Напротив, находя основание в традиции и развивая ее, икона имеет свою собственную жизнь и в современном искусстве, и это искусство имеет великое и прекрасное будущее .

[3] От этого художественного канона, который содержится в самих памятниках иконного искусства, нужно отличать так наз. подлинник, в котором указывается, с какими чертами надо писать различных святых. Последний имеет значение скорее духовной цензуры для икон.» [6]

[1] Панченко В., Яковлева В. Библейские камни Украины //  Геолог Украины / Изд. Всеукр. общ. орг. «Союз геологов Украины» – 2012. – № № 3(39), 4(40). – 2013. –  № 1(41).

[2] Ю.А.Федоров. Беседы о церковном ювелирном искусстве. Беседа 3. Символика цвета в христианском искусстве. («Московский Ювелир», №1⁄2005 г.) [Электронный ресурс] – URL: http://www.feodorov.ru/public03.htm (дата обращения: 07.10.2014).

[3] В среде камнерезов и ювелиров постсоветского пространства придерживаются устоявшейся  классификации камней, предложенной в 1973 году украинским профессором Е.Я.Киевленко. Согласно классификации   камни делятся на три группы: ювелирные (драгоценные), ювелирно-поделочные  и поделочные. Первая группа разделена на четыре порядка, вторая – на два.

[4] Архив Валентина Скурлова. О деятельности Мемориального фонда Карла Фаберже. 1996 – 2014 гг. Вторник, 1 июля, 2014 г. [Электронный ресурс]  – URL : http://skurlov.blogspot.com/2014/07/1996-2014.html (дата обращения: 07.10.2014).

[5] Сиам с 1932 года и поныне – Таиланд.

[6] Булгаков С.Н. Очерки учения православной церкви.2-е изд.: YMCA-PRESS, 11, rue de la Montagne Ste Genevieve, Paris 5e , 1989.